пятница, 30 июля 2010 г.

Total Recall

С удовольствием прочла рассказ Филипа Дика «Из глубин памяти». После прочтения двух первых абзацев, из глубин моей памяти всплыл фильм с Арнольдом Шварцнегером (Arnold Schwarzenegger). Я смотрела этот фильм под названием «Тotal recall», вспомнить всё. При просмотре фильма смысл действий героя фильма, постоянно от меня ускользал. Этому способствовала феерия наложенных и действительных воспоминаний о событиях на Марсе, в которых герой фильма пытается разобраться и показывает все свои лучшие способности, находясь на грани человеческих возможностей.

При первом чтении рассказа я сама оказалась в положении героя фильма. В памяти всплывали какие-то картины, которые дополнялись текстом. Или наоборот. Текст дополняется картинами. Прочитав рассказ, который совсем не большой, я просидела, наверное, с полчаса только под впечатлением от прочитанного и «увиденного». Мои ассоциативные воспоминания фильма наложились на текст рассказа и получилось завершенное представление событий. Хотя в рассказе информация о происходящих событиях, передается через короткие диалоги и описания событий по существу нет. У меня возникло понимание происходящего. Да и образ героя полностью сложился. Не знаю сколько бы ещё я сидела в задумчивости, но наш поезд подходил уже к вокзалу. Радио проквакало, что он пришел с опазданием. Это означало крах моих планов дальнейшего следования.

Через три дня, будучи дома, я еще раз перечитала рассказ. Меня беспокоило чувство, что я что-то там не правильно поняла. К чтению подошла уже «технически». Читала, отмечая и подчеркивая, что действительно написано в рассказе, и убирая то, что я сама додумала. И у меня получилась совершенно другая история! А, когда я вникла в дела и затаённые мечты героя, то обнаружила даже не один, а несколько конфликтов. Но больше всего рассмешили меня типично американское представление о герое, который убивает важную политическую персону вместе со всей охраной, выполняя свое трудное задание, и о его тайной, но истинной мечте, вытащенной из глубоких глубин его памяти. В очередной раз бравый американский парень спасает Землю, победив врага на этот раз любовью и душевностью. Это беспроигрышная тема не только в Голливуде.

И так, прочитав один и тот же рассказ дважды, но каждый раз осмысливая его по новому, я поняла секрет построения рассказа и его успеха. Заключается он как раз в этой недосказанности и «многоконфликтности». И читать вроде нечего, но понимаешь связь событий и достраиваешь их на основе коротких фраз. Вероятно, это и есть искусство рассказа. А его успех - большая аудитория заинтересованных читателей.

Интересно бы узнать что подтолкнуло автора к этой теме и как долго он над ней работал.


Комментариев нет:

Отправить комментарий