пятница, 7 января 2011 г.

Маски

Сегодня я однозначно впала в читку. В юности мать с криками отбирала у меня книги и называла меня книжным алкоголиком. В этот раз только позвонили и спросили куда это я пропала. А я не пропала, а попала в расследование одной увлекательной и необычной истории. Истории в прочем даже очень обычной и знакомой всем нам с детства, причём абсолютно всем, независимо от места проживания и национальности. Это история Пиноккио, Бураттино, у деревянного мальчика с длинным носом много имен. Я помнила по сказке «Золотой ключик», что длинноносый мальчишка хотел иметь свой театр. Но мне не запомнилось, что ешё хотел стать человеком. Не хотел быть только марионеткой.

На днях мне попала в руки книга «Флорентийские маски» Розы Планас, где история с Пиноккио отлично перемешана с мистикой, тайными обществами и сведена к игре актеров на большой сцене жизни. Тут и любовь, и поиски правды, смерть и разочарование. Одним словом, в этой книге просматривается коммерческое начало и смешаны все модные сюжеты последнего времени, включая и политические коллизии Европы, и связь с потусторонним миром.

Меня же зацепили две вещи – видение самого обычного под необычным углом зрения. Впервые встретилась с криминальной историей происхождения Пиноккио и его культом. А Пиноккио – это ещё и персонаж театра. Итальянский Театр комедии дель Арте – родившийся на потеху публике на торговых площадях богатой Венеции, имел своих постоянных героев. Арлекин и Пьерро, Коломбина и Бригелла, а также и множество других. И, конечно, с этим театром связаны и маски актеров и карнавал, который официально празднуют в Венеции с 1296 года. Правда его потом упразднили и только в 1980 году карнавал возродился заново. Что мне бросилось в глаза, так то, что маски актёров в большинстве носатые. Вернее – клювастые. Пока не знаю происхождения этих длинных носов. У итальянцев и самих носики не малые. Но интересно было бы узнать поточнее.

И вторая вещь – это сами маски. Разновидностям карнавальных масок в Венеции нет предела. Традиционно они изготовляются из папье-маше и атласа и представляют уже отдельный вид искусства. Когда я читала описание маски Арлекина, то у меня возникло ощущение, что такую маску я уже когда-то держала в руках. Помню, что она была теплой и приятной на ощупь. Но у масок есть ещё и психологическая сторона – они дают её обладателю другой идентитет, другой характер. Личность становится неузнаваемой для окружающих, она как бы прячется за маской.

Вероятно поэтому популярность карнавалов в недалёком прошлом была невероятно большой. В последнее время они утратили своё предназначение и стали больше, как мне кажется, туристическим аттракционом. Исчез «дух» карнавала, как-будто народ разучился беззаботно праздновать и веселиться. Или отошел от понятия мистерий, стал более приземлённым. А маскарады, можно сказать, совсем исчезли.

И мне показалось, что изложенные мысли и воспоминания ведут меня к чему-то, что мной прожито и забыто. Я стараюсь вспомнить и не могу. Что это? Очередная иллюзия или жизненный опыт?

Комментариев нет:

Отправить комментарий