вторник, 2 июля 2013 г.

Кого журит жури?

В воскресенье смотрела минут пятнадцать шоу, в котором певцы  разных жанров выступали в стиле «шансон». Это мне после муж объяснил. Он  и смотрел это шоу, а я случайно зашла. Меня, в принципе, остановило растерянное выражение лица молодого человека на экране телевизора, который что-то с недоумением выслушивал и как-то неуверенно отвечал. При этом он несколько раз повторил слово «журят». Моё любопытство было разбужено и я поняла, что сейчас узнаю нечто новое в русском языке.

Я, помнится, уже где-то читала, мол пора бы слова исключения жюри и парашют начать писать с буквой у, т.е. включить в правило жу-шу, но чтобы предложение уже стало правилом... На моих глазах разворачивалось действо, немыслимое в те годы, когда я была в возрасте этого паренька из хип-хопа (так и не поняла что это  такое), в его устах слово жюри звучало уже как жури и при этом ещё и журило. Мне стало совершенно не понятно, что до меня хотят донести и чем конкретно занимается жюри в этом шоу-конкурсе. Ругает, выговаривает и бранит выступающих? Слушая внимательно дальше, уловила смысл, что мол жури не так журит. Моё непонимание возросло ещё на один порядок. 

Но тут до меня дошло, что  выступившему, просто не нравится оценка жюри его номера. Жюри не «услышало» в нём достаточно шансона. Тогда на меня напал смех. Нет, это просто классно, заявить со сцены и транслировать по телевидению, что жури не так журит! Понимаю, что в немецком языке, можно от многих (но не от всех) существительных образовать глагол, но чтобы в русском! От иностранного слова образовать глагол! Это шаг вперёд!

Для лучшего понимания объясню значение и предназначение жюри в общем понимании. Слово происходит от латинского juro, что обозначает – присягаю. В английском и французском судопроизводстве так называлась группа людей, которые выносили решение по тому или иному вопросу юриспруденции. Затем, намного позже, жюри стало выносить оценку или направление развития ситуации на рынке. И последнее, чем занимается жюри, решает вопросы присуждения премий и наград на конкурсах и спортивных соревнованиях. 

В итоге жюри решает, определяет, оценивает, оглашает результат. Пожурить же можно шалуна, друга милого, работника (с целью мотивации).

И всё-таки, кого теперь журит жури?


Комментариев нет:

Отправить комментарий