среда, 13 октября 2010 г.

О кулинарной культуре

Дочитала вчера книгу В.В. Похлёбкина (ссылка) «Из истории руcской кулинарной культуры». Я была просто потрясена, что мне наконец-то стал понятен «процесс распада и загнивания дворянского общества», о котором нам твердили в школе на уроках литературы. Ну смеялись мы над Митрофанушкой, над его глупостью и неученостью. Но сравнивали, в основном, его знания со своими. А нам и невдомёк было, что во времена Фонвизина смеялись совсем не над этим. А над количеством съедаемой Митрофанушкой пищи. По расчетам В.В. Похлёбкина, согласно репликам героев в пьесе, Митрофанушка за ужином съел около 8-9 кг тяжелой и жирной пищи. А на завтрак уже умял до 1 кг булочек. Возможно в школе и говорилось что-то про обжорство, но оно оставалось для нас абстрактным. Мы этой еды не знали и могли сравнивать только с тем, что ели сами. А мы тогда питались скудно и мало  что понимали в названиях блюд и кушаний, подаваемых на барские столы в русской классической литературе.

Знаток и любитель хорошей кухни И.А. Крылов в своих баснях доходчиво показывает своё отношение к тем или иным явлениям в жизни через продукты. Помню и про лису и виноград, и ворону с сыром. Мне было не известно, что И.А. Крылов писал еще и комедии. Так в одноактной комедии "Пирог" показано, как слуги вынули начинку из "французского" пирога при этом не поломав его, что с "русским" пирогом не возможно  проделать. И мастерски описал этим самым красивый внешний вид и пустоту западной культуры, активно проникающей в Россию.  На страницах книги В.В. Похлёбкин составил "крыловские обеды". Это по истине русская широта души, хлебосольство и умение получать удовольствие от еды.

Знатоком кухни был и А.С.Пушкин. Список вин, упомянутых поэтом в своих произведениях, такой же длинный, как и список наименований блюд. Что меня особенно поразило, так у В.В. Похлёбкина имеется собственное мнение и на политические взгляды А.С. Пушкина, которое он высказывает на страницах этой (!)  книги. Огромная армия  научных работников изучала  творчество поэта и выработала мнение... Какое нужно было. Всем остальным полагалось только  опираться на него. В.В. Похлёбкин утверждает, опираясь на «кулинарный антураж» употребляемый А.С. Пушкиным, что поэт мечтал о личной свободе не зависимой ни от монарха, ни от народа, ни от верхов, ни от низов, независимо от того каками они были – буржуазными, мещанскими или аристократическими. И не был предвестником революции, а тем паче Сталина.

Дальше – ещё интереснее. Рассматривая пьесы известнейших русских драматургов на протяжении примерно ста лет, В.В. Похлёбкин наглядно показывает, как мельчает дворянство,  спивается купечество, а крестьянство остаётся предоставленным самим себе. Те, кого А.С. Пушкин называл «разборчивым холопом», понимая, насколько порочна и нагловата дворовая челядь,  после отмены крепостного права  и формировали  мещанство, купечество, кулаков, криминальные образования, мошенников и пройдох всех видов. Мельчали  сами дворяне и их поместья. Крестьянство лишилось «головы». И лейтмотивом через эти пьесы идет линия развития пьянства. Если у Д.И. Фонвизина пили в пьесах квас, у А.С. Пушкина вино и шампанское, то у А.П. Чехова герои пьют водку уже до 39 рюмок за пьесу и закусывают самыми дешевыми продуктами. Поистине «человек есть то, что он ест». Эти слова стоят эпиграфом к  книге.

Не задуматься над тем, а что же мы сейчас едим, у меня не получилось. Готовим все на скорую руку, порционно, чтобы минут через 30-40 сесть за стол. Это ужин. В обед бутерброд, кофе, йогурт. Не много, чтобы со сном на работе не бороться. На завтрак кофе и тосты. Супы варим редко. Каши не варим. Картофель почти не употребляем. Алкогольные напитки - редко. Мясо - свинина постная, курица, индейка и говядина редко. Лапша, макароны, спагетти готовим на итальянский лад. Сыры мягкие французские, колбаса редко. Фрукты. Все просто и безыскусно.

Поместила красивую картинку  в начало заметки. И только позже обратила внимание  какие продукты выложены  на одном блюде. Рыба и маслины. Помидор и киви.  Эти продукты не совместимы друг с другом. Вот вам и современная кулинарная культура.



Комментариев нет:

Отправить комментарий