суббота, 6 ноября 2010 г.

О мечтах и совпадениях

Читала вчера письма Германа Гессе (Hermann Karl Hesse) Томасу Манну (Paul Thomas Mann). В одном из писем описывается идиллическое детство Г.Гессе. Мало того, что оно проходит в самых живописных местах на Рейне, так еще было наполнено чудесными вещами, привезёнными его дедом и, частично принадлежавших матери, из Индии и Африки. При описании книжных шкафов со стеклянными дверцами, полных толстых книг в кожаных перeплётах, стоящих у них в библиотеке, моё сердце учащенно забилось. Когда Г. Гессе описывал сокровища «лежащие там и сям», душа моя просто трепетала. Следствием такого беззаботного и полного мальчишечьих тайн детства, желание ребёнка стать волшебником выглядит, как само собой разумеющееся. Это желание успешно иллюминировали в школе. Тогда Г. Гессе решил стать поэтом. Чем привёл опять в смятение учителей и родителей. Ведь на поэтов нигде не учат. Нет таких институтов. И до сих пор нет.

Когда мне было 10-12 лет я зачитывалась приключенческими книгами. «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта», «Робинзон Крузо», книги Жюля Верна читались и перечитывались по многу раз. Я знала всех морских путешественников и первооткрывателей. От Могеллана и капитана Кука, до Крузенштерна и Лаперуза. И самое интересное, до сих пор помню названия парусов и мачт на парусных кораблях. Если моя душа волнуется, когда речь заходит о поиске кладов и дальних походах, то, может, в прошлой жизни я была дествительно мальчиком? Что-то страшно становится, когда подумаю, кем мог бы стать этот мальчик, имея смелые мечты и желания.

Вспоминаю также наш книжный шкафчик со стеклянными дверцами. До сих не понимаю, что сподвинуло отца купить его. Тогда у нас в доме книжек и на половину полки не было. Я же его потом долго-долго старательно заполняла.

Но это ещё не всё. Читаю переписку дальше. А дальше в письме описывается моя мечта.

Мне это казалось пределом желаний: найти бы только где-нибудь такую нору, такое прибежище, такой тайник, надежный и тихий, еще бы с лесом или видом на море - и ничего больше не надо, во всяком случае, никаких людей, приносящих заботы и крадущих мысли, никаких писем, никаких телеграмм, никаких газет, никаких тебе коммивояжеров от культуры. Пусть будет там ручей или водопад, пусть тихо горит там свет солнца на бурых соснах, пусть порхают мотыльки или пасутся козы, откладывают яйца ящерки или гнездятся чайки неважно, главное сохранить свой душевный покой, свое уединение, свой сон и свою мечту. Никто не вправе был войти в это прибежище, если я его не позвал, никто не должен был даже знать о нем, никто не мог ничего от меня хотеть, ни к чему меня принуждать. Я не значился бы там ни в одной адресной книге, ни в одном налоговом списке.

Но... Как всегда имеется своё но. Я ещё не выносила свою мечту, а Гессе прошел весь этот путь до конца. И понял, что это была ложная мечта. Самообман, потому что, когда у него появилась возможность осуществить эту мечту, он понял, что хотел совсем не этого.

К чему я всё клоню. Да к тому, что Г. Гессе вырос в атмосфере, о которой я знала только по книгам. Но мечта у нас оказалась примерно в том же возрасте одна. Интересно почему? Живём на одной планете? Родились под одной звездой?

У меня ещё не было возможности осуществить свою мечту, а заодно понять ли достойна ли она быть целью в жизни. Но всё идёт по кругу.


2 комментария:

  1. Анонимный7.11.10

    Мне кажется, что такие периоды свойственны в жизни каждому =))

    ОтветитьУдалить
  2. Вероятно, не зря говорят о кругах жизни. Тем не менее это интересно. Прежде мне казалось, что финансовонезависимые люди более свободны и смотрят шире при выборе целей и стремлений. Ан нет. Многое сходится в одной точке. Занимательно? Да?

    ОтветитьУдалить