вторник, 10 января 2012 г.

Законы творчества



Не зря говорят век живи - век учись. Недавно читала трактакт (так называлось это писание) о путях духовного роста. Единственное, что я из него поняла, что у каждого он свой, но это мне и раньше было известно. Автор трактата рассматривает смысл жизни глобально. Он говорит, что «сверхзадача» человека – это осознание единства Мира, т.е. всей Вселенной, и соединения с ней. Раньше же я читала, что это развитие самосознания. Думается, что эти оба процесса взаимосвязаны.

Интересными мне показались размышления автора о творчестве. Он выводит законы творчества, но одновременно и замечает, что искусство, по сути, тупиковый путь, но он дает возможность духовного роста. Не перефразируя, привожу законы творчества.
Настоящий художник учится всю жизнь.
Первый закон творчества — это постоянная смена объекта внимания. На объект, увиденный один раз, нельзя смотреть во второй — это называется банальностью.

Второй закон творчества заключается в том, что чем выше степень концентрации на объекте, тем яснее варианты следующего выбора. Это не значит, что совершать выбор легче, однако трудность меняет свой характер.

Третий закон творчества заключается в том, что чем больше следующее направление внимания отличается от предыдущего, тем меньше начальная степень концентрации внимания и тем труднее его фокусировать до прежнего уровня настройки.

Однако время от времени все же необходимо сильно менять направление внимания и начинать учиться заново. Когда же? Это зависит от общей способности к концентрации. Поскольку она ограничена, наступает момент, когда дальнейшие попытки фокусировки не приводят к увеличению освещенности объекта. Это и есть знак того, что пора переключиться на другой объект. Иначе получаются "замученные" картины или стихи.

Все вышесказанное относится, разумеется, не только к творчеству в узком смысле, но и ко всей жизни человека в целом. В этом случае объектом творчества служат судьбы человека и мира, рассматриваемые как процессы, где прошедшее и будущее в равной мере важны, вопреки распространенной точке зрения, которая склонна считать важным в человеческой жизни лишь конечный результат (то есть то, чего человек добивается).

Резюмируя, можно сказать, что для человека жизнь есть постоянное обучение и творчество. Разница между "творческим" и "нетворческим" отношением к своей жизни и труду количественная, а не качественная, и заключается в степени концентрации внимания и правильности выбора.*
Результаты творческих решений в любых жизненных ситуациях, оказывают влияние на судьбы всех жителей и не только на Земле. Тут же мне вспомнился американский профессор, читающий лекции на тему влияния взмахов крылышек бабочки в Бразилии на образование торнадо в Канзасе.

Самое главное в процессе творческой работы - концентрация внимания на теме. Автор трактата также освещает и стадии развития творческого объекта. Привожу дословно.
Процесс творчества можно рассматривать как перевод некоторого объекта из Хаоса в Космос, путем его освещения прожектором внимания. Набор направлений, с которых объект был освещен, определяется личной свободой творца; и именно в этом причина того, что любой объект творчества неповторим. Более того, по мере освещения объект творчества оживает, так как живым является все в Космосе. Можно условно выделить три основные стадии творчества.

На первой стадии оживший объект начинает оказывать сопротивление воле творца (писатели говорят, что их герои начинают "жить собственной жизнью").

На второй стадии объект требует воплощения, беспокоит создателя, заставляя его окончить свою работу.

Наконец, на третьей стадии уже воплощенный объект начинает оказывать вполне реальное влияние на всю жизнь Вселенной.*
Не могу утверждать, что мне все высказывания автора новы. Нет. Но, то что я «знала» на интуитивном уровне, описано словами. А это уже третья стадия творчества, которая расходясь кругами, начала оказывать своё влияние!


*По материалам "Знаки пути" А. Подводный

Комментариев нет:

Отправить комментарий