четверг, 17 марта 2011 г.

О стихотворчестве

Так получилось, что в детстве и в юности я не поняла прелестей ни музыки, ни поэзии. Хотя три года мучалась в музыкальной школе и даже что-то могла сыграть по нотам. Но самостоятельно я не дошла до её понимания. Потом ужасно жалела, что бросила заниматься музыкой.

Уроки литературы в школе мне нравились. Имея хорошую память, как мне кажется, я даже не прочитав ни одного произведения полностью, умудрялась получать только хорошие отметки. Помню также, что ни одного сочинения я не написала сама. Все списывала из разных учебников по литературе. Единственно чему научилась, так это писать грамотно.

Со стихами было проще. Прочитал три раза. Выучил. Всё. Ну не пробуждали они во мне никаких эмоций. Помню, уже в старших классах девчонки передавали из рук в руки потрёпанный томик стихов Э. Асадова. И я его получила. Прочитала несколько страниц. Слащаво и жалобно. Дальше читать не стала и переписывать тоже. И чем у меня голова тогда была забита? Не поверите – физикой. Только на физмат я не пошла, не к этому нас готовили в школе. Нас воспитывали, как пролетариат и обучали рабочим профессиям. Я тоже мечтала работать в штамповке, как многие мои одноклассницы.

Так и осталась технически полуобразованной со многими способностями. Поэтому решила развивать у себя творческую сторону. Первым уроком стало рисование. Вероятно оно ближе всего стоит к черчению. Им я действительно увлеклась. Но по части развития литературных способностей (раз уж творческая личность) столкнулась с тем, что я стихов как не понимала, так и не понимаю и поэзии не знаю. С именами поэтов дело выглядит немногим лучше, но говорить об их творчестве не могу. Ничего не знаю. Решила хоть чуть-чуть заполнить этот пробел.

Нашла книжку «Как пишут стихи» В.Кожинова. Теперь знаю больше о том кого называют поэтом, а кого стихотворцем. Получается, что эпоха у нас такая, поэтому с поэтами трудновато. Ну, а если считать, что взрослела я в период установленного социализма и социалистического реализма, то мне ясней ясного роль идеологически направленной поэзии.

Жаль, конечно, что в школе как-то нам не показали сути этого словесного искусства. Говорили много, да видать не о том. Теперь знаю, что стих несёт большую смысловую нагрузку, чем проза. И суть поэзии написать стихотворение так, чтобы из него нельзя было выкинуть ни одного слова, чтобы не изменить смысловой подтекст. Помню, что читала где-то, что мол Библия дана была в прозе, поэтому появились различные написания. А вот в Коране все суры написаны белым стихом. Оттуда нельзя выкинуть ни слова, с ритма сбиваешься, поэтому Коран не имеет повторов.

Большое внимание в книге В. Кожинова было уделено ритмике в стихах. Я думаю, что в прозе «мотив» изложения тоже играет большую роль. Наверное это называют ещё и стилем. Но до меня дошло, если хочешь что-то правильно выразить, то это можно сделать только стихом. Стих должен быть прост и легок, незамысловат, но впечатление должен производить глубокое. И обязательно должен быть смысл в словах. Так что упражнения в языковом искусстве стиха помогут более сжато выражать свои мысли (может быть).

Комментариев нет:

Отправить комментарий