вторник, 22 марта 2011 г.

Творчество и эмпатия

Творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением.

Творческий человек наблюдателен и имеет богатое воображение. Он может свою работу представить полностью «в голове», проверить её, улучшить, видоизменить.  Микельанжело рассказал как-то о том, что он в день создаёт по три картины «в уме», но рисует только те, которые может продать.

Творческая личность обладает также и эмпатической способностью, часто обозначаемую другими терминами: «перенесение», «вживание», «вчувствование», «перевоплощение», «идентификация». При этом она (эмпатия) чаще всего понимается как специфическая черта личности художника, осуществляющего акт творчества, и зрителя (слушателя), воспринимающего произведение искусства.

Творчество и эмпатия не разделимы. Без умения фантазировать и «входить в образ» в творчестве не может быть получен новый результат. Следует также понимать, что эмпатия автоматически не ведет к художественному открытию. Она всего лишь «техническое», формальное условие продуктивного акта порождения нового. Решающим здесь оказывается не в кого (или во что) вживаются, а кто вживается - реальная личность художника (его талант, опыт, знания, умения, мировоззрение). Если у художника мало что имеется за душой, никакая эмпатия ему не поможет.

И, тем не менее, художественные открытия делают те творческие личности, которые (как Пикассо) и в эстетической, и в собственно художественной сфере добиваются общезначимых результатов. Мировые экономические кризисы, две мировые войны, экологический кризис, угроза всеобщего ядерного уничтожения все это убедило человека XX века в том, что завоеванное им не приносит ему блага, ибо «в нем самом таится саморазрушительное начало».

Приняв близко к сердцу это мироощущение миллионов людей, их всеобщий интерес, Пикассо «восстал на саму человеческую природу: «Я понял: я тоже про тив всего. Я тоже верю, что все - неведомо, что все враждебно. Все! Не просто детали - женщины, младенцы, табак, игра - а все вместе». Именно из этого источника и росло ироническое и гротесковое саморазрушение художественной формы (см. например, «Авиньонские девицы») как одна из характерных черт искусства великого новатора живописи XX века. Оно отвечало определенным эстетическим и художественным «потребностям общества на роковом, кризисном этапе истории».

Но Пикассо велик потому, что он принял близко к сердцу и другой всеобщий интерес, и другие связанные с ним, чувства: светлые, возвышенные устремления к счастью и надежды, сопрягаемые с всеобщим движением за мир (иллюстрации к произведениям авторов античной эпохи, знаменитая «Голубка» и др.). Из этого источника растет иная стилистика (тоже новаторская) искусства Пикассо - стилистика гармоничных форм. В итоге, как сказал об искусстве Пикассо поэт Поль Элюар, оно «то, что всем нужно».

Пикассо сопереживал (и реально участвовал) всем важнейшим художественно-стилистическим движениям века. «Он откликался на все голоса времени, но откликался всегда по-своему, в любом течении занимая особое место».

В отличие от художника-творца художник-ремесленник не вживается ни в образ модели, ни в образы «языковых» художественных форм. Он механически, рационально «накладывает» композиционно-жанровые формы, которые выступают у него как клише, штампы, на непережитые образы модели и сразу получает готовый шаблонный результат, иными словами, у него не формируется художническое «Я».

Говоря о подражании, имеется в виду не «рабское», ремесленное копирование, а подражание, ведущее к перевоплощению, к тому, что художник, вживаясь в произведения других больших мастеров, идентифицирует себя с их художественной индивидуальностью, не теряя при этом собственного художественного лица. Если в начале творческого пути формируемое художническое «Я» больше походит на «Я» других мастеров, то по мере творческого роста настоящий художник все более становится самим собой.

По материалам "Двуликий янус".  О природе творческой личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий