У нас в студии, в
самом начале семестра, я познакомилась с одной женщиной. Звали её Евдокия,
стройная, хорошо выглядит и сразу не поймешь сколько ей лет. Можно дать и
сорок, и пятьдесят. Я подошла к ней, услышав русский акцент, чтобы переброситься
парой слов. Но задержалась на некоторое время. Она оказалась выпускницей «Строгановки»,
но как художник не состоялась – её собственные слова. Работала она дизайнером,
правда, я не спросила где, постеснялась лезть с вопросами. На моё недоумение к теме что ищет она в студии, пояснила – путь к
себе. Моё
замешательство, вероятно, было написано на лице и Евдокия попыталась мне
объяснить, что в училище преподавался только «социалистический реализм». Она говорила с такой горечью, а до меня всё никак не доходило, что печалит её
так, ведь она умеет рисовать и училась этому. Я же, как и другие в этой студии,
только учусь живописи. Потом мы поговорили о том, что и как мы делаем в студии.
Каждый что хочет, то и делает, отвечала я, не понимая, какое это счастье. Мне и
в голову не приходило, что может быть и по другому.
В социалистические
времена, я была так далека от искусства, что никогда и незадумывалась над тем,
что и художникам, и композиторам, и писателям тоже нужно было выдавать свои
работы «в свете решений» очередного съезда КПСС. Хотя замечала их
политизированное направление, почитать-то хорошего, в общем, ничего не было. Да
и послушать тоже. На днях, как
специально к этой теме, из огромного количества книг выбрала одну. Внимание моё
привлекла русская фамилия автора – Ольга Грушина. Книга называлась «Жизнь
Суханова в сновидениях» и была из серии интеллектуальный бестселлер. Автор,
правда, при ближайшем рассмотрении оказалась американкой, а книга переведена на
русский. На первых страницах я чуть не уснула, описание «социалистического
реализма» вызвало у меня такую тоску и оживило картины нашей жизни на периферии,
которую нельзя сравнивать с московским продуктовым достатком. Бросила я читать
о состоятельных деятелях культуры, их квартирах с домработницами и детками, не
знающими запретов. Дня через два всё-таки любопытство победило и мне стало
интересно чем же эта галиматья закончится. Зная, что события в книге описывали 1985 год, и до распада СССР осталось совсем не много, думаю, хорошо
бы узнать, куда же американцы клонят. Стала читать дальше.
Постепенно из снов
героя, которые замысловато переплетаюся с реальностью, я поняла, что в
молодости, когда он учился в художественной Академии им. Сурикова, его считали «подающим
надежды талантливым художником». Ещё будучи студентом, началось раздвоение героя.
Ему хотелось писать сюрреалистические картины в стиле Дали, Шагала,
Кандинского, но это желание не совпадало с идеологией культуры в
социалистическом обществе. Промучившись лет пять, Анатолий Суханов, он же
герой, после несостоявшейся выставки, и с помощью своего тестя перешел на работу
в журнал «Советское искусство». Через какое-то время стал там главным
редактором. Эта должность и привела его к благосостоянию. Но со временем он начал
понимать, что что-то не то делает в жизни. Его жена Нина так же понимает,
что предав свою любовь, она не получила того, о чём мечтала.
После долгих перипетий
герой книги теряет работу, не угодив высокому начальству, жена узжает на дачу и
хочет обдумать свои ошибки в жизни, дети покидают дом. И вот постепенно Суханов
вспоминает через сюрреалистические видения свои мечты и стремления юности и
понимает, что он предал их, а жизнь наказала его за это. Вспоминается ему и рассказ
своего дальнего родственника об образах в иконописи, которые он считал
примитивными и не соответствующими социалистической культуре, и едет в богом
забытую деревушку, чтобы расписать полуразрушенную церковь так, как он себе это
представил.
Мне так были
понятны метания героя между желанием и возможностью, что я живо припомнила
множество ограничений в моей тогдашней жизни, которые необходимо было
соблюдать, чтобы быть «как все», а другими словами, просто никем.
Ларисса, эти ограничения типичны не только для социализма,
ОтветитьУдалитьв капиталистическом обществе мы тоже "закованы" во всевозможные ограничения.
Человек вообще существо очень зависимое. А независимые, свободные натуры (которых не мало было и в СССР)
уходят из этой жизни рано.
Так что, с социалистическим реализмом это не связано, это проблемма глобальная.
Людмила.
Да я рассматривала только влияние на живопись и только на своем примере, дальше лезть как-то и не хочется. Рада с тобой пообщаться!
ОтветитьУдалить