Однажды меня
спросили чем бы я хотела заниматься и что доставило бы мне наибольшее
удовольствие. Не задумываясь я ответила, что «свободное искусство». Честно
говоря, я сказала «Freie Kunst», имея в виду одну из специальностей,
которую преподают в НВК в Брауншвайге. Тогда мне пояснили, что это желание
указывает на то, чего мне не хватает, а именно: свободы и самовыражения. Я спорить
не стала, сама знаю, что без свободы и возможности самореализации любая работа
для меня только легальное рабство.
В студии, где я
занимаюсь живописью, был интересный диспут с нашим профессором. До этого он в
пух и прах раскритиковал две работы нашего «заслуженного художника», который
имел уже несколько выставок. Работы у него были выполнены тщательно и
скрупулёзно, но однотипно. Работа другого студента, больше казалась незаконченной,
но давала возможность пофантазировать. Вторая работа вызвала похвалы профессора
и недоумение группы от взглядов профессора ещё больше возросло. Вся эта
дискуссия настроила меня на философский лад.
Вопрос что
такое искусство и что такое ремесло стоит до сих открытым. Мнения искусствоведов
расходятся прямо противоположно. Одни говорят, что всё, что выполнено руками
человека, это уже само по себе искусство. Другие говорят нет, это ремесло. В
ремесле можно достигнуть перфекционизма, а в искусстве нет. Этим они собственно
говоря и различаются. Но даже само определение искусства можно широко
интерпретировать. Одно, конечно, становится ясным, что одни занимаются
искусством, а другие ремеслом, делая при этом одно и тоже.
Но искусству,
как таковому, невозможно обучиться. Это, если сравнивать, то сродни научиться
стать поэтом. На поэта нигде не обучают, обучают только литературе. Но одни
становятся поэтами (редкий случай), а другие талантливыми или подающими надежды
стихотворцами (общий случай). Одним словом, или ты имеешь нечто особое, чего у
других нет, или не имеешь. Вопрос, а кто же решает и определяет это «нечто»,
тоже открытый.
Теперь самое
интересное. Если же перевести дословно название нашего учебного учереждения, то
оно называется не больше и не меньше, как высшая
школа по визуальной натурализации творчества (Hochschule für Bildende Künste, что сокращенно
НВК). Хотя здесь и присутствует слово «Künste» (искусства), в
отличие от многих европейских стран (Франции, Италии), в Германии искусству (даже изящному) не
обучают и это слово заменено определением «визуальная натурализация творчества».
Поэтому в школе рассматриваются только различные варианты творчества. Каждый студент
сам себе творец, никого никуда не направляют и ни чем нe ограничивают. Отмечается
только степень и варианты «визуальной натурализации». Вопрос об искусстве в
школе отпадает как бы сам собой и уравнивает отношения. Мудрое решение, не
правда ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий