Развитие творческих начал, как показывает жизнь, помогает во всём.
Творческий подход к делу, с выдумкой и энтузиазмом (теперь говорят с
высокой отдачей энергии), как правило, результативен не только оптимальным
решением задачи, но полученным при работе эмоциональным комфортом. Вот этот
комфорт и оставляет в душе более глубойкий след, чем выполнение работы, как
таковой. Но... Общество потребления (это мы с вами по большому счёту) в лице
руководителей заостряет внимание, в основном, на экономической стороне дела,
т.е. затратить, как можно меньше, а получить, как можно больше, переводят
исполнителей, конструкторов и дизайнеров, в состояние ресурса. А ресурс, как мы
знаем, может быть и исчерпан. Это печальная сторона дела. Восхитительная сторона
– это эмоциональный и творческий опыт, который познаётся в процессе работе. При чём для его
получения не играет никакой роли интеллектуальный уровень работника. Это
получается у каждого.
Для решения творческих и технических задач имеется достаточно много
методик, но нет ни одной, которая смогла бы охватить все аспекты этого вида творчества.
Сегодня я расскажу ещё об одном способе, позволяющем создавать образы и их вариации.
Автор, Сергей Новосёлов, назвал этот метод «Дизайн искусственных стихов» и в
одноимённой книге описывает «технологию конструирования».
Основой для составления «искусственных стихов» служат японские стихи хокку
(хайку) и танка, т.е. нерифмованные трех- и пятистрочные стихи. Их выбирают
несколько и читают, комбинируя строки, получаемые эмоции, чувства и образы. Затем
«расширяют» их, добавляя слова и рифмуя. Это не просто (мне показалось, что даже
сложно), но после тренировок, получается. Все примеры авторские, пока не мои.
над старым колодцем белеет слива
в белом наряде стоит,
слива в пышном цвету. Лунный
луч вдоль лесного болотца
босиком
по тропинке бежит.
Слива в цвету – Лапки
в землю упёрла лягушка
Лунный луч прохожего дразнит: и читает стихи на распев,
Отломи-ка ветку! удивленно
умолкла кукушка,
мне года досчитать не успев.
Лапки в землю упёрла
И читает стихи на распев
Важная лягушка
Следующий шаг в «дизайне
искусственных стихов» является изображение стихов посредством рисунка, графики,
живописи. Графические образы также позволяют себя комбинировать с друг другом
или с дополнительными деталями. Создание таких конструкций может стать так же
стать источником новой идеи, поэтической или технической конструкции.
Над заглохшей водой,
над старым колодцем белеет
слива в пышном цвету.
Слива в цвету –
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!
Для разнообразия можно создать сначала визуальные образы к стихам хокку,
затем «общую конструкцию», собирательный поэтический образ, а уж потом описать
чувства и эмоции стихами. Так и получатся «искусственные» стихи. Люди,
считающие себя знатоками литературы, назвали бы это просто рифмоплётством. Но
это совершенно не умаляет присутствие при этом творческого процесса.
В представленной образной конструкции использованы объекты из пяти хайку, их количество в тексте я уменьшила для краткости.
Меня эта методика заинтересовала не столько из-за возможности создания элегантных технических
решений, которые представлены в конце книги, сколько из-за «промежуточного»
шага, т.е. создания новых визуальных образов. Без активной работы подсознания, по-моему, здесь просто не обойтись, что и для рисунка просто необходимо. Я пробовала сама сочинять хокку. Не так это и просто,
но получилось. А уж развить её (или его?) и совсем не пробовала. Как-то не
понимала, да, наверное, и теперь не понимаю я поэтическое слово. Оно, по-моему,
так же запутанно и неоднозначно, как и библейские тексты. Но могут быть и
занимательными. Кстати, сборник стихов японских авторов легко найти в
электронных библиотеках. Это и для общего развития только польза. А удовольствия сколько!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий