Три недели я упорно упражняюсь в технике китайского рисунка тушью. Нашла в интернете несколько книг с пошаговым описанием рисунка, смотрю видеоролики. Поняла, что существуют различные школы письма. Это мне и профессионал объяснил, да я и сама по книгам вижу, что у каждого автора свои особенности. Вроде бы у всех имеется четыре главные темы – орхидея, бамбук, хризантема и ветка сливы, а исполнение разное. Добавлю, что книги, которые я видела, в основном американских авторов. В книгах я также вычитала, что китайские художники изучают один вид рисунка, к примеру, цветы и птицы, море и горы, затем всю жизнь рисуют только эти сюжеты, доводя их до совершенства.
Я много читала о Китае и книг китайских авторов. Имена назвать не могу, они незапоминающиеся, но смысл китайской притчи или рассказа, в основном, просто потрясающий. Так вот, читала я один рассказ, в нём герои, все люди творческие и образованные, заспорили, кто придумает лучший короткий стих. Первой дали слово женщине. Была одна среди них. Она такой заковыристый стишок сказала, что многие задумались, не зная, как ответить. Один из поэтов, был каллиграф-художник, очень известный к тому же. Ну, кто-то его поддел, что на ответ мол ему и туши не хватит. А он взял бумагу, обмакнул кисть в тушь и написал ещё более заковыристый и наполненный смыслом стих в ответ, но покороче. Все собравшиеся долго в знак признания качали головами и наслаждались безупречным стихом и его написанием. Тогда мне было не понятно, почему восхищались написанным текстом также, как и его содержанием.
И только сейчас до меня доходит глубокий смысл каллиграфии и китайского рисунка вообще. Доводить до совершенства каждый штрих, каждый знак. Раньше письмена и были картинами, изображения появились позже. И до сих пор китайская или японская картина, это образы и текст, как поэтическое завершение темы. Мне довелось увидеть старую картину, привезённую из Японии ещё в начале 19 века. На кусочке шёлка, примерно 15х40 см., изображены горы, деревья и крошечные, чётко прописанные иероглифы. Я долго сидела и рассматривала её. Пейзаж в серых тонах мастерски выполнен, без единой мало-мальской помарочки. Меня эта картинка просто завораживала своей лёгкостью, поэтичностью и одновременно законченностью.
И сейчас, упражняясь с кисточкой и тушью, понимаю, как это сложно набрать на кисть три разных цвета туши и сделать три безукоризненных мазка. И чтобы туши было и не много, и не мало, а сколько нужно. Тут требуется по истине китайское упорство. По-моему, это как раз то, чего нет у западного мышления - упорно идти к совершенству.
А есть ли смысл добиваться совершенстваво всём вообще? Его кто-нибудь заметит или оценит?
А есть ли смысл добиваться совершенства
Комментариев нет:
Отправить комментарий