понедельник, 26 декабря 2011 г.

Зачем ходили за три моря?


Сегодня я почему-то вспомнила об Афанасии Никитине и о его хождении за три моря. Поудивлялась замечательной способности нашей памяти забывать и вспоминать, но не всю жизнь помнить всё, что слышал и видел. Об этом-то как раз вчера и читала, да утомила меня книжка, я её и бросила.

Но раз начала вспоминать, остановиться сразу и не смогла. Много что навспоминала и попробую изложить не переврав. На днях как раз и читала что-то типа обсуждения на форуме. Там была просьба коротко и ясно пересказать суть книг «Донки Хот» Сервантеса (понимать нужно «Дон Кихот», в Европе его называют «Дон Кишот») и «Робинзон Крузо» Дэфо. Ну, вариантов было дано, примерно так штук восемь, точно не считала, но я давно так не хохотала. Боюсь, что под воздействием прочитанного, сама напишу такую же путанницу.

Ну так вот. Жил-был в Твери купец по имени Афанасий по отцу Никитич. Хорошо он торговал, но решил со товарищи идти на двух кораблях вниз по Волге до Дербентского (Каспийского) моря. Получил он на это грамоты  от великого князя тверского Михаила Борисовича и благословение божье от архиепископа Тверского Геннадия. По дороге на них напали, кого убили, кого в плен взяли, а товар разграбили. Тут и начались основные хождения. И в Индии то он был, и в Персии. Чуть веру мусульманскую не принял, да Бог миловал. Но в записках своих Афанасий подробно описывал что видел. Торговых дел у него больше не было, даже чистокровного жеребца продал себе в убыток. Через Эфиопию и Черное море возвратился  он в Крым и вскорости умер.

Записки Афанасия нашел в архиве Троицко-Сергеевского монастыря Н.М. Карамзин и опубликовал некоторые части из них. Все читали и восхищались стойкостью русского купца, который даже в мусульманской неволе не продал веру свою православную. Это литературный вариант. Прошло время. И опять всплыли записки Афанасия Никитина. Оказалось, что писаны эти записки и не на русском языке, да и не им самим. По ним вообще трудно установить где он был и что действительно видел, а что написано по рассказам других. И тут начинают вырисовываться другие стороны дальнего похода Афанасия.

Интерес вызвало благословение на поездку святейшего отца. К нему ездил Афанасий специально, а также встречи с великим князем. Зачем это нужно было и на что его благословляли? Автора этой книги, я не вспомню, но читала, знаю точно. Так в это же примерно время, а было это в так 1468 (длились его хождения шесть лет), особым спросом пользовалась булатная сталь. Этот булат рубил все имеющиеся в те времена доспехи и был, как сейчас говорят, стратегически важным фактором. А не послали ли Афоню добыть тот секрет? А почему бы и нет?

Работал ведь Афоня подручным у кузнеца и не выдавал своего русского происхождения никому. И языками он азиатскими владел и одежду инородную носил. В то время все русские князья владели тюркскими наречиями, воспитывали их в детстве, в основном, мурзы татарские. Так что ничего удивительного в том не было, что понимали и говорить могли не только князья. Вчера  вычитала в книге «Кто такие русские» С. Кара-Мурзы, что поэт Державин думал по-татарски, а Л.Толстой ведет родословную от татарских князей.

Квинтэссенция всех этих рассуждений сводится к тому, а не был ли Афанасий Никитин послан раздобыть секрет изготовления булатной стали и не на это ли благословляли его и простили ему все грехи? И не зашифровано ли это в записках?

Думается, что если Афанасий и знал секрет, то держал его в голове и только князю бы его передал. Но этого не случилось. И секрет булатной стали разгадывали ещё долго и упорно. Вроде бы и нашли разгадку, да надобность в ней пропала. Но предположение, что Афанасий Никитин не только купец, но и первый русский шпион, может иметь место. Точно то ведь никто не знает. Зато новый взгляд на старые обстоятельства!


Комментариев нет:

Отправить комментарий